Производство и оборот алкогольной продукции

+7 863 240 26 44,
«Горячая линия»
по приему информации о нарушениях Федерального закона
от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об основах государственного регулирования торговой деятельности
в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях»

+7 863 240 26 44,
«Горячая линия»
по вопросам ценообразования на социально значимые продукты питания

+7 863 240-46-86
«Горячая линия»
по приему от граждан информации
о фактах незаконной продажи видов рыб,
занесенных в Красную книгу Российской Федерации

+7 863 269 77 48
Телефон доверия
по приёму от граждан информации обо всех случаях незаконного оборота контрафактной и фальсифицированной продукции, в том числе и о фактах нарушения требований к розничной продаже алкогольной продукции

+7 (961) 301-0-103
«Горячая линия»
по вопросам защиты прав потребителей в Ростовской области

+7 (863) 269-77-30
Сообщи о коррупции
«Горячая линия»
по вопросам противодействия коррупции

 

Новое на сайте

22.03.2020 00:00

18.09.2017

в разделеНОВОСТИ САЙТА

22.03.2020 00:00

18.09.2017 2

в разделеНОВОСТИ САЙТА

22.03.2020 00:00

18.09.2017 1

в разделеНОВОСТИ САЙТА

21.09.2017 00:00

в разделеНОВОСТИ САЙТА

18.09.2017 00:00

18.09.2017

в разделеНОВОСТИ САЙТА

11.09.2017 00:00

Информация о работе «телефона доверия» департамента потребительского рынка Ростовской области в январе-августе 2017 года. Фото1..

в разделеНОВОСТИ САЙТА

02.08.2017 00:00

Поставки алкогольной продукции на душу населения за 1 полугодие 2017 года.

в разделеНОВОСТИ САЙТА

14.07.2017 00:00

Информация об объемах поставок алкогольной продукции в розничную торговую сеть Ростовской области по итогам 1 полугодия 2017 года

в разделеНОВОСТИ САЙТА

20.06.2017 00:00

Программа проведения

в разделеНОВОСТИ САЙТА

12.05.2017 00:00

(Приказ от 04.04.2017 № 57н)

в разделеНОВОСТИ САЙТА

01.02.2017 00:00

График кустовых совещаний. Файл1.

в разделеНОВОСТИ САЙТА

17.01.2017 09:47

Перечень мест организации ярмарок на территории Ростовской области на 01.01.2017г.

в разделеПеречень мест организации ярмарок

10.06.2016 14:27

Приказ от 27.04.2016 № 55н «Об установлении цены, не ниже которой осуществляется закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа игристого вина (шампанского)» (вступает в силу с 25.07.2016)

в разделеНормативные правовые акты, регулирующие производство и оборот алкогольной продукции

10.06.2016 14:27

Приказ от 11.05.2016 № 58н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляется закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов» (вступает в силу с 13.06.2016)

в разделеНормативные правовые акты, регулирующие производство и оборот алкогольной продукции

12.04.2016 00:00

Программа семинара

в разделеНОВОСТИ САЙТА

21.03.2016 16:11

Областной закон от 29.02.2016 № 498-ЗС "О внесении изменений в Областной закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Ростовской области"

в разделеНормативные правовые акты, регулирующие производство и оборот алкогольной продукции

16.02.2016 10:34

Динамика оборота общественного питания в городах и районах Ростовской области за январь-декабре 2015 года

в разделеДинамика оборота общественного питания в городах и районах Ростовской области

16.02.2016 10:31

в разделеДинамика оборота розничной торговли в городах и районах Ростовской области

28.01.2016 09:53

Уважаемые лицензиаты и соискатели лицензий!
Сообщаем Вам о реализации возможности подачи заявления о предоставлении, переоформлении, досрочном прекращении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, а так же продлении срока ее действия в электроном виде посредством портала 61.gosuslugi.ru.

в разделеИнформация о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции

27.01.2016 10:12

Информация о состоянии ярмарочной деятельности на территории Ростовской области по итогам 2015 года

в разделеИнформация о развитии ярмарочной торговли на территории РО

25.12.2015 16:19

Заключение об оценке регулирующего воздействия проекта областного закона "О внесении изменений в Областной закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Ростовской области»

в разделеПроекты

04.12.2015 12:46

Сводный отчет по результатам предварительных публичных консультаций проекта нормативного правового акта Ростовской области "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Ростовской области".

в разделеПроекты

27.10.2015 00:00

О развитии услуг общественного питания по организации столовых в Ростовской области.

в разделеНОВОСТИ САЙТА

02.10.2015 00:00

Решение о сотрудничестве в вопросах предупреждения оборота нелегальной, контрафактной и фальсифицированной алкогольной продукции.

в разделеНОВОСТИ САЙТА

29.07.2015 00:00

Информационное сообщение для участников алкогольного рынка.

в разделеНОВОСТИ САЙТА

14.07.2015 16:36

Протокол заседания межведомственной комиссии по противодействию распространению контрафактной и фальсифицированной продукции на территории Ростовской области от 25.06.2015 г.

в разделеПротокол заседания межведомственной комиссии по противодействию распространению контрафактной и фальсифицированной продукции на территории РО

05.06.2015 09:23

Динамика розничного товарооборота в городах и районах Ростовской области в январе-декабре 2014 года

в разделеДинамика оборота розничной торговли в городах и районах Ростовской области

19.05.2015 00:00

Информация о деятельности рынков Ростовской области.

в разделеНОВОСТИ САЙТА

22.04.2015 11:41

План работы межведомственной комиссии по противодействию распространению контрафактной и фальсифицированной продукции на территории Ростовской области на 2015 год

в разделеПлан работы межведомственной комиссии по противодействию распространению контрафактной и фальсифицированной продукции на территории РО

10.02.2015 11:16

10.02.2015 проект административного регламента и пояснительная записка размещены для проведения независимой экспертизы

в разделеНезависимая экспертиза проектов административных регламентов исполнения государственных функций

18.08.2014 15:33

Разъяснения положений Областных законов (укороч)

в разделеНормативно-правовые акты, регулирующие производство и оборот алкогольной продукции

31.07.2014 14:05

Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 28.01.2014 № 9 «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставка (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов», с 1 августа 2014 года увеличиваются минимальные отпускные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 %.

в разделеНовости алкогольного рынка

05.06.2014 09:06

Протокол заседания межведомственной комиссии по противодействию распространению контрафактной и фальсифицированной продукции на территории Ростовской области от 25.02.2014 г.

в разделеПротокол заседания межведомственной комиссии по противодействию распространению контрафактной и фальсифицированной продукции на территории РО

30.05.2014 11:35

Добавлен новый административный регламент по исполнению государственной услуги "Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции" вступивший в силу с 26.05.2014

в разделеДействующие административные регламенты предоставления государственных услуг

30.12.2013 00:00

Постановление от 25 декабря 2013 года №1256

в разделеНОВОСТИ САЙТА

06.12.2013 16:05

Мониторинг средних цен на розничных рынках на территории Ростовской области (по данным муниципальных образований) на 05.12.2013

в разделеСредний уровень цен на рынках

12.11.2013 10:20

Мониторинг средних цен на розничных рынках на территории Ростовской области (по данным муниципальных образований) на 05.11.2013

в разделеСредний уровень цен на рынках

08.11.2013 14:38

Протокол № 3 от 19.09.2013 г. заседания рабочей группы по вопросам развития инвестиционной деятельности и консолидации инвестиционных проектов в сфере потребительского рынка

в разделеРабочая группа по внедрению инновационной продукции и инновационных разработок в Ростовской области при департаменте потребительского рынка Ростовской области

26.07.2013 16:48

Состояние рынка алкогольной продукции Ростовской области в 1 полугодии 2013 года

в разделеАнализ состояния алкогольного рынка в городах и районах Ростовской области

18.07.2013 15:00

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТисполнения департаментом потребительского рынка Ростовской области государственной функции по осуществлению государственного контроля за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции

в разделеНезависимая экспертиза

01.07.2013 11:01

Состояние рынка алкогольной продукции Ростовской области за январь-май 2013 года

в разделеО департаменте

27.06.2013 12:14

Постановление Правительства РФ от 22 мая 2013 г. N 430 "О переработке или уничтожении изъятых из незаконного оборота и об уничтожении конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"

в разделеНормативно-правовые акты, регулирующие производство и оборот алкогольной продукции

19.06.2013 11:11

Протокол № 2 от 06.06.2013 г. заседания рабочей группы по вопросам развития инвестиционной деятельности и консолидации инвестиционных проектов в сфере потребительского рынка

в разделеРабочая группа по внедрению инновационной продукции и инновационных разработок в Ростовской области при департаменте потребительского рынка Ростовской области

03.06.2013 14:35

30.05.2013 года вступило в силу постановление Правительства Ростовской области от 20.05.2013 № 301 «Об определении мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Ростовской области». Постановление Правительства Ростовской области размещено в разделе «Нормативно — правовые акты, регулирующие производство и оборот алкогольной продукции».

в разделеЛицензирование розничной продажи алкогольной продукции

03.06.2013 10:50

Постановление Правительства РО от 30.05.2013 № 301 "Об определении мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Ростовской области"

в разделеНормативно-правовые акты, регулирующие производство и оборот алкогольной продукции

27.05.2013 17:47

Заседание межведомственной комиссии по противодействию распространению контрафактной и фальсифицированной продукции на территории области

в разделеНовости алкогольного рынка

24.04.2013 09:28

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ по исполнению департаментом потребительского рынка Ростовской области государственной функции по ведению государственного реестра региональных лотерей

в разделеНезависимая экспертиза

23.04.2013 00:00

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении профессионального конкурса по защите прав потребителей в сфере общественного питания «Донское барбекю»

в разделеНОВОСТИ САЙТА

23.04.2013 00:00

Программа мероприятий межрегионального профессионального конкурса по защите прав потребителей в сфере общественного питания «Донское барбекю»

в разделеНОВОСТИ САЙТА

22.04.2013 10:27

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ по исполнению государственной функции осуществления департаментом потребительского рынка Ростовской области регионального государственного надзора за проведением региональных лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей

в разделеНезависимая экспертиза

19.04.2013 14:22

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ предоставления департаментом потребительского рынка Ростовской области государственной услуги «Выдача разрешений на проведение региональных негосударственных лотерей

в разделеНезависимая экспертиза

19.04.2013 14:20

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ предоставления департаментом потребительского рынка Ростовской области государственной услуги по рассмотрению уведомлений о проведении региональных стимулирующих лотерей

в разделеНезависимая экспертиза

12.04.2013 15:05

Письмо Минпромторга от 15.02.2013 № 08-237 "Разъяснения по возникающим вопросам, связанным с применением постановления Правительства РФ от 27.12.2012 № 1425.

в разделеНормативно-правовые акты, регулирующие производство и оборот алкогольной продукции

12.04.2013 15:02

Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции"

в разделеНормативно-правовые акты, регулирующие производство и оборот алкогольной продукции

29.03.2013 09:55

Приказ № 14 О внесении изменений в приказ директора департамента потребительского рынка РО от 12.04.2011 № 13

в разделеРабочая группа по внедрению инновационной продукции и инновационных разработок в Ростовской области при департаменте потребительского рынка Ростовской области

29.03.2013 09:54

Протокол № 1 от 01.03.2013 г. заседания рабочей группы по вопросам развития инвестиционной деятельности и консолидации инвестиционных проектов в сфере потребительского рынка

в разделеРабочая группа по внедрению инновационной продукции и инновационных разработок в Ростовской области при департаменте потребительского рынка Ростовской области

04.02.2013 12:35

Протокол № 5 от 21.12.2012 заседания рабочей группы по внедрению инновационной продукции и инновационных разработок на предприятиях торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения

в разделеРабочая группа по внедрению инновационной продукции и инновационных разработок в Ростовской области при департаменте потребительского рынка Ростовской области

15.01.2013 16:26

Концепция развития потребительского рынка Ростовской области на период до 2020 года

в разделеКонцепция развития потребительского рынка Ростовской области на период до 2020 года

15.01.2013 12:36

Письмо ФНС РФ от 17.08.2011 N АС-4-2/13461@ "О направлении разъяснений в связи с принятием федерального закона N 218-ФЗ"

в разделеНормативно-правовые акты, регулирующие производство и оборот алкогольной продукции

15.01.2013 11:53

Оценка результатов бюджетных расходов департамента потребительского рынка Ростовской области

в разделеДоклад о результатах и основных направлениях деятельности департамента потребительского рынка Ростовской области

30.12.2012 17:09

Методика расчета показателей стратегических целей, тактических задач и областных целевых программ департамента потребительского рынка Ростовской области

в разделеДоклад о результатах и основных направлениях деятельности департамента потребительского рынка Ростовской области

30.12.2012 17:09

Показатели достижения стратегических целей, тактических задач и областных целевых программ, подпрограмм, реализуемых департаментом потребительского рынка Ростовской области

в разделеДоклад о результатах и основных направлениях деятельности департамента потребительского рынка Ростовской области

13.11.2012 11:03

Приказ от 30 мая 2012 г. "Об установлении и введении с 1 июля 2012 года цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов"

в разделеПриказ N 372 от 13 декабря 2012 г. "Об установлении  цен"

13.11.2012 10:13

Приказ от 12 июля 2012 г. "Об утверждении образцов, перечня реквизитов и элементов защиты федеральных специальных марок"

в разделеПриказ N 191 от 12 июля 2012 г. "Об утверждении образцов, перечня реквизитов и элементов защиты федеральных специальных марок"

12.11.2012 17:52

Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"

в разделеФедеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ

26.10.2012 14:20

Торговый реестр от 17 октября 2012

в разделеТорговый реестр

17.09.2012 14:35

Запрет на распространение информации среди детей, причиняющей вред их здоровью и развитию

в разделеНовости алкогольного рынка

02.08.2012 10:50

Постановление правительства Ростовской области № 664 от 19.07.2012 "О некоторых мероприятиях, содействующих развитию торговой деятельности в Ростовской области"

в разделеПотребительский рынок и услуги

02.08.2012 10:50

Постановление правительства Ростовской области № 663 от 19.07.2012 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов"

в разделеПотребительский рынок и услуги

28.06.2012 16:44

в разделеНовости алкогольного рынка

05.04.2012 09:59

Постановление правительства Ростовской области от 23.03.2012 № 234 "Об учреждении звания "Лучший работник торговли Дона"

в разделеПотребительский рынок и услуги

28.03.2012 16:18

Перечень мест организации ярмарок на территории Ростовской области на 2012 год

в разделеПеречень мест организации ярмарок

21.03.2012 16:28

Схема размещения нестационарных торговых объектов

в разделеСхема размещения нестационарных торговых объектов

13.03.2012 13:50

Перечень мест организации ярмарок на территории Ростовской области на 2012 год

в разделеПеречень мест организации ярмарок

06.02.2012 16:40

Постановление Правительства Ростовской области от 23.12.2011 № 283 Об утверждении Положения о департаменте потребительского рынка Ростовской области

в разделеПоложение

30.11.2011 10:02

Регламент правительства Ростовской области

в разделеИнформация о конкурсах

29.11.2011 14:02

19-ЗС "Устав Ростовской области"

в разделеИнформация о конкурсах

Scroll up Scroll down

Архив новостей

2020
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011

Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года


(одобрена распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 2128-р)

I. Общие положения

Настоящая Концепция определяет цели, задачи и механизмы реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года.

Реализация государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года направлена на снижение объемов потребления населением алкогольной продукции, в том числе слабоалкогольных напитков, пива и напитков, изготавливаемых на его основе (далее - алкогольная продукция), улучшение демографической ситуации в стране, увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, формирование стимулов к здоровому образу жизни.

Настоящая Концепция разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N Пр-2426, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права в области охраны здоровья населения и с учетом российского и международного опыта.

II. Современная ситуация в Российской Федерации, связанная со злоупотреблением алкогольной продукцией

История производства и потребления алкогольной продукции, охватывающая период от дореволюционной России до настоящего времени, свидетельствует о том, что увеличение потребления алкогольной продукции и изменение структуры ее потребления в сторону более крепкой алкогольной продукции происходили из-за отсутствия единых подходов государства к регулированию производства и оборота алкогольной продукции, смещению приоритетов в сферу экономических интересов в ущерб охране здоровья населения.

В России в 1914 - 1917 годах по сравнению с Европой был самый низкий уровень потребления алкогольной продукции - 0,83 литра абсолютного алкоголя (безводного спирта) в расчете на душу населения, но с середины 1970-х годов началось существенное увеличение ее потребления. К началу 1990-х годов потребление учтенной алкогольной продукции на душу населения составило 5,4 литра абсолютного алкоголя (безводного спирта) в год, а к 2008 году оно возросло до 10 литров, то есть в 1,8 раза.

Однако с учетом не разрешенных к потреблению спиртосодержащей продукции и крепких спиртных напитков домашней выработки фактическое потребление алкогольной продукции на душу населения в настоящее время составляет около 18 литров в год.

По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения, превышение допустимого уровня потребления алкогольной продукции (из расчета 8 литров абсолютного алкоголя (безводного спирта) в год на душу населения) является крайне опасным для здоровья нации и потребление сверх данного предела каждого литра отнимает 11 месяцев жизни у мужчин и 4 месяца у женщин. Согласно мировой статистике потребление алкогольной продукции является причиной смерти почти 2 миллионов человек и возникновения 4 процентов болезней во всем мире ежегодно.

В настоящее время в Российской Федерации от случайного отравления алкогольной продукцией умирает более 23 тысяч человек, а от болезней, связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией, - более 75 тысяч человек в год.

В структуре потребления алкогольной продукции (в пересчете на абсолютный алкоголь (безводный спирт) на душу населения в год) более половины приходится на водку и ликероводочные изделия.

В Российской Федерации с 1998 года наблюдается ежегодное увеличение производства и продажи слабоалкогольных напитков, включая пиво.

Слабоалкогольные напитки производятся с вкусовыми и тонизирующими добавками, присущими традиционным безалкогольным прохладительным напиткам, и выпускаются в красочной упаковке, зачастую содержащей привлекательные для молодежи наименования и символику. Сведения о наличии в таких напитках содержания этилового спирта зачастую представлены не явно, что создает у потребителя ложное представление о них как о безалкогольных напитках. Кроме того, сочетание этилового спирта и тонизирующих веществ (в частности кофеина) в составе слабоалкогольных напитков ускоряет пристрастие населения, особенно молодежи, к алкогольной продукции.

Потребление такой алкогольной продукции приводит к физиологической потребности ежедневного ее потребления.

В России с 1992 года в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией происходят снижение продолжительности жизни и рост преждевременной смерти, которые являются существенными факторами ухудшения демографической ситуации в стране.

Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая нацелена на стабилизацию и рост численности населения, повышение общего коэффициента рождаемости в 1,5 раза и увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет.

Достижение таких показателей невозможно без принятия государством эффективных мер по противодействию злоупотреблению алкогольной продукцией.

Злоупотребление алкогольной продукцией стало основной причиной стремительного накопления демографических и социальных проблем в России с середины 1960-х годов.

В современной России злоупотребление алкогольной продукцией приводит к преждевременной смерти людей от предотвратимых причин и является одной из основных причин социальной деградации определенной части общества, которая выражается в росте преступности, насилия, сиротства, в ухудшении здоровья, росте инвалидности и случаев суицида.

Причины смерти от злоупотребления алкогольной продукцией заключаются не только в случайных алкогольных отравлениях. В большинстве случаев смертельный исход происходит от несчастных случаев и насилия, в меньшей части - от сердечно-сосудистых, онкологических и других заболеваний, которые развились в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией.

В состоянии алкогольного опьянения ежегодно совершаются многочисленные преступления - убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилования, хулиганство, грабежи, разбои, угоны автотранспорта.

Алкоголизм является одной из самых распространенных причин отказа родителей от детей и лишения родительских прав. У воспитанников детских домов достаточно часто наблюдаются признаки алкогольного синдрома плода.

Высокий уровень алкоголизации ведет к тенденции роста количества разводов в семьях и "омоложения" алкоголизма.

Алкогольную продукцию потребляет значительное количество подростков. Раннее приобщение детей и молодежи к алкогольной продукции в несколько раз увеличивает риск развития алкоголизма и насильственной смерти в будущем.

Исследования показывают, что потребление алкогольной продукции подростками снижает их интеллектуальные способности, ухудшает работу головного мозга, негативно влияет на успеваемость. Пьющие молодые люди вредят не только своему образованию, но и своей карьере, профессиональному будущему, в целом национальной экономике.

Прямые и косвенные экономические потери от алкоголизации населения наносят ощутимый вред социально-экономическому развитию страны. К экономическим потерям относятся повышенный уровень смертности, сокращение продолжительности здоровой жизни, утрата трудоспособности, снижение производительности труда, затраты на лечение заболеваний, связанных с потреблением алкогольной продукции, социальные выплаты государства инвалидам, сиротам, ущерб от пожаров, дорожно-транспортных происшествий, расходы государства на содержание заключенных, на борьбу с преступностью и беспризорностью.

Злоупотребление алкогольной продукцией вызывает особенно высокий уровень смертности среди мужчин 40 - 60 лет, которые в этом возрасте обладают наиболее ценными профессиональными навыками. Их преждевременный уход из жизни наносит ущерб трудовым ресурсам, обладающим профессиональным опытом, снижает объем инвестиций в человеческий капитал.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, стабилизация численности населения и коренное улучшение демографической ситуации являются стратегическими целями обеспечения национальной безопасности, а алкоголизм назван одной из главных угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения.

Таким образом, алкоголизм как один из факторов демографического и социального кризиса в России представляет собой общенациональную угрозу на уровне личности, семьи, общества, государства.

III. Цели и задачи реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации

Целями реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации являются:

  • значительное снижение уровня потребления алкогольной продукции;
  • повышение эффективности системы профилактики злоупотребления алкогольной продукцией;
  • повышение эффективности регулирования алкогольного рынка.

Достижение указанных целей базируется на следующих принципах:

  • обеспечение приоритетности защиты жизни и здоровья граждан по отношению к экономическим интересам участников алкогольного рынка;
  • взаимодействие органов государственной власти, общественных организаций и религиозных объединений, представителей бизнеса и граждан, не связанных с алкогольной индустрией;
  • информационная открытость результатов проведения мер, направленных на снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией.

Приоритетными задачами в реализации поставленных целей являются:

  • создание системы мониторинга и анализа динамики показателей уровня злоупотребления алкогольной продукцией;
  • изменение структуры потребления населением алкогольной продукции за счет уменьшения доли потребления крепких спиртных напитков при одновременном существенном снижении общего уровня потребления алкогольной продукции;
  • переориентирование населения на ведение трезвого и здорового образа жизни;
  • формирование нетерпимости общества к проявлениям злоупотребления алкогольной продукцией;
  • разработка и внедрение программ:
  • профилактики злоупотребления алкогольной продукцией и возникновения алкогольной зависимости;
  • информирования населения о негативных последствиях злоупотребления алкогольной продукцией;
  • создания стимулов для проявления общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения, и механизмов их поддержки государством;
  • совершенствование организации оказания наркологической медицинской помощи лицам, злоупотребляющим алкогольной продукцией, и больным алкоголизмом;
  • привлечение детей и молодежи к занятиям физической культурой, туризмом и спортом с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни;
  • организация новых видов отдыха и досуга для молодежи и взрослого населения, исключающих традицию употребления алкогольной продукции;
  • повышение трудовой занятости и мотивации к трудовой деятельности, обеспечение культурного досуга населения, проживающего в малых городах и сельской местности;
  • противодействие нелегальному производству и обороту алкогольной продукции, в том числе путем повышения эффективности регулирования алкогольного рынка;
  • применение ценовых и налоговых мер с целью снижения доступности алкогольной продукции для населения, особенно для молодежи;
  • создание механизмов применения мер социальной ответственности к производителям алкогольной продукции.

 

IV. Информационное обеспечение реализации Концепции

Информационное обеспечение реализации определенных настоящей Концепцией целей и задач предполагает использование данных государственной статистики, итогов переписей населения, данных социологических и медицинских исследований, а также информации правоохранительных органов о состоянии преступности, возникающей на почве злоупотребления алкогольной продукцией.

Для получения достоверных сведений из указанных источников предусматривается создание единой системы государственного статистического наблюдения за потреблением алкогольной продукции населением страны, в том числе молодежью, на основе современных информационных технологий и с учетом международного опыта.

Также необходимо обеспечить информационную поддержку проведения реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации, расширить социальную рекламу в средствах массовой информации, увеличить выпуск тематических теле- и радиопрограмм, газет и журналов, наладить разработку и осуществлять популяризацию учебных программ, проводить широкое информирование населения о возможной опасности для жизни и здоровья людей в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией, о мерах, позволяющих предупредить вредное воздействие алкогольной продукции на здоровье человека.

Кроме того, необходимо разработать нормативную правовую базу для проведения государственной информационно-просветительской кампании, направленной на пропаганду ценностей здорового образа жизни, включая разработку и реализацию специальных медиапроектов для различных групп населения (молодежь, работники сферы образования, женщины, политики и руководящие работники) с использованием средств коммуникации (почта, пресса, телевидение, радио, транзитная антиреклама, сеть Интернет, открытая консультативная телефонная линия и т. п.).

V. Меры по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации

Мерами по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации являются:

  • организация в средствах массовой информации кампаний, направленных на укрепление общественной поддержки существующих или новых стратегий борьбы со злоупотреблением алкогольной продукцией;
  • разработка и установление механизма координации информационных и обучающих программ и проведение кампаний по формированию здорового образа жизни среди различных слоев населения и возрастных групп;
  • пропаганда здорового образа жизни среди детей и молодежи;
  • укрепление нравственности и самосознания у детей и молодежи в целях развития у них способности эффективно противостоять употреблению алкогольной продукции;
  • включение в основные и дополнительные общеобразовательные программы тематических вопросов по профилактике употребления алкогольной продукции среди обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;
  • обеспечение широкой доступности лечебно-профилактических программ, нацеленных на семью;
  • совершенствование и развитие организации оказания медицинской наркологической помощи лицам, злоупотребляющим алкогольной продукцией и больным алкоголизмом;
  • создание реабилитационных и психологических центров по профилактике алкоголизма для работы с населением, особенно с молодежью, в том числе центров по подготовке специалистов-психологов;
  • разработка и реализация мер антиалкогольной политики в местах работы граждан, основанной на просвещении, профилактике, раннем выявлении и лечении алкогольной зависимости;
  • осуществление политики ценообразования, обеспечивающей установление потребительских цен на алкогольную продукцию с учетом содержания в ней этилового спирта;
  • разработка и принятие технических регламентов о требованиях к безопасности алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • снижение доступности алкогольной продукции путем ограничения ее розничной продажи по месту и времени;
  • ограничение (вплоть до полного запрета) скрытой рекламы алкогольной продукции, привлекающей общественное внимание, особенно детей и молодежи;
  • запрещение использования информации о наличии биологически активных веществ, в том числе витаминов, в алкогольной продукции в целях рекламы такой продукции как обладающей лечебными и иными оздоравливающими свойствами;
  • ограничение проведения нацеленных на содействие потреблению алкогольной продукции мероприятий, в том числе винных, пивных фестивалей и конкурсов;
  • в целях формирования культуры потребления алкогольной продукции создание условий для развития российского виноделия и увеличения производства российских качественных вин;
  • усиление административной ответственности за нарушения в области производства и оборота алкогольной продукции, в том числе установленных ограничений на розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним, а также установление уголовной ответственности за неоднократное совершение указанных деяний;
  • разработка и осуществление мер по противодействию реализации нелегально произведенной алкогольной продукции, по усилению государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции;
  • принятие мер по поддержке общественных и религиозных организаций в пропаганде и осуществлении инициатив, направленных на противодействие злоупотреблению алкогольной продукцией;
  • совершенствование системы мониторинга потребления алкогольной продукции и оценки эффективности реализации мер государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией;
  • разработка и осуществление субъектами Российской Федерации региональных программ (пилотных проектов) в целях реализации настоящей Концепции.

 

VI. Механизм реализации Концепции

Механизм реализации настоящей Концепции предусматривает применение программно-целевого метода.

На федеральном уровне реализацию целей и задач настоящей Концепции предусматривается обеспечивать путем осуществления разработки ведомственных программ в сферах регулирования производства и оборота алкогольной продукции, здравоохранения и социального развития, развития физической культуры и спорта.

Наряду с этим в рамках нормативного правового регулирования алкогольного рынка предусматривается обеспечение качества, безопасности алкогольной продукции и противодействия реализации нелегально произведенной алкогольной продукции, а также усиление правоохранительной деятельности в части выявления правонарушений и преступлений.

Осуществление межведомственной координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению эффективности государственного регулирования алкогольного рынка возложено на Правительственную комиссию по регулированию алкогольного рынка, образованную постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г. N 856.

Мониторинг хода реализации задач, определенных настоящей Концепцией, предусматривается осуществлять путем анализа данных сводной межведомственной отчетности.

Также предусматривается обеспечить широкую поддержку общественным и религиозным организациям в проведении ими мероприятий по пропаганде и реализации инициатив, направленных на борьбу со злоупотреблением алкогольной продукции.

На уровне субъектов Российской Федерации предусматривается осуществить разработку и реализацию региональных программ (пилотных проектов) с учетом специфики традиций употребления алкогольной продукции и масштабности алкоголизации различных слоев населения.

В социальной сфере на основе инициатив общественных и религиозных организаций предусматривается создание общественных движений, обществ, клубов, специализированных общественных фондов, в том числе ассоциированных с международными организациями.

VII. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации

Реализацию государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации предусматривается проводить в два этапа.

На первом этапе (2010 - 2012 годы) предполагается создать условия для уменьшения остроты сложившейся негативной ситуации, сформировать правовую, организационную и финансовую базы для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций.

Созданные условия позволят реализовать меры по преодолению сложившихся негативных тенденций, связанных с большим объемом потребления алкогольной продукции, в том числе осуществить основную часть мероприятий по внесению в законодательство Российской Федерации изменений в части:

  • ужесточения требований к розничной продаже алкогольной продукции (в том числе слабоалкогольной);
  • усиления ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, включая продажу алкогольной продукции несовершеннолетним;
  • увеличения акциза на этиловый спирт и алкогольную продукцию в целях снижения их ценовой доступности;
  • установления минимальных розничных цен на алкогольную продукцию.

Кроме того, на первом этапе предусматривается разработка специальных мер по профилактике злоупотребления алкогольной продукцией, а также внедрение программ и проектов, направленных на популяризацию здорового образа жизни.

В субъектах Российской Федерации предусматривается разработать региональные программы, направленные на снижение объемов потребления алкогольной продукции, профилактику злоупотребления алкогольной продукцией и алкоголизма с учетом специфики каждого региона (доли сельского населения, обычаев и традиций) и в соответствии с мероприятиями, реализуемыми в сфере образования и здравоохранения.

Реализация региональных программ должна обеспечить сокращение уровня распространенности распития алкогольной продукции в общественных местах, особенно в местах проведения досуга и осуществления спортивных мероприятий, а также в семьях.

Важным результатом выполнения мероприятий первого этапа реализации настоящей Концепции будет снижение уровня смертности населения в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией.

На втором этапе (2013 - 2020 годы) предусматривается продолжение выполнения мероприятий по сокращению уровня потребления алкогольной продукции. Основными мероприятиями данного этапа будут реализация программ по формированию традиции здорового образа жизни, развитию спорта и физической культуры, осуществление специальных мер по своевременному выявлению заболеваний, связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией, обеспечение эффективной профилактики возникновения алкогольной зависимости в отношении лиц (их семей), которые употребляют алкогольную продукцию в объемах, опасных возникновением такой зависимости.

В результате осуществления комплекса мер по повышению эффективности регулирования алкогольного рынка и противодействию нелегальному производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции доля нелегально произведенной алкогольной продукции должна быть значительно снижена.

К 2020 году предусматривается значительно сократить потребление алкогольной продукции населением, особенно детьми и молодежью, а также снизить уровень смертности в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией.

Реализация второго этапа позволит обеспечить устойчивую тенденцию к закреплению достигнутых результатов и дальнейшее развитие программ, направленных на снижение уровня потребления алкогольной продукции на основе научно обоснованных критериев.

В рамках реализации Концепции предусматривается продолжить реализацию на федеральном уровне общего образования в части основных и дополнительных образовательных программ, касающихся формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, в том числе профилактики употребления алкогольной продукцией учащимися и воспитанниками образовательных учреждений.

Индикаторами достижения результатов реализации настоящей Концепции являются:

на первом этапе (2010 - 2012 годы):

  • снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 15 процентов;
  • снижение уровня потребления крепких спиртных напитков в структуре потребления алкогольной продукции при общем существенном снижении уровня потребления алкогольной продукции;
  • повышение уровня вовлечения детей и молодежи в занятия спортом;

на втором этапе (2013 - 2020 годы):

  • ликвидация нелегального алкогольного рынка;
  • снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 55 процентов, а также создание условий для дальнейшего постоянного снижения потребления алкогольной продукции;
  • снижение первичной заболеваемости и смертности от алкоголизма, включая алкогольные психозы;
  • снижение уровня смертности, связанной с острым отравлением алкогольной продукцией.

 


© 2011 Департамент потребительского рынка Ростовской области, 344002
 г. Ростов-на-Дону, ул. Московская, 51/15,

 Телефон (863) 240-87-95, Факс (863) 240-26-61. Адрес электронной почты: dprro@donland.ru

Дизайн и разработка © GRAFFITI 2011
Поддержка Альянс Телеком